ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МКУ "Новохоперский краеведческий музей"
397400, Воронежская область,
г. Новохоперск, ул. Дзержинского, 7
+7 (47353) 3-13-95
mkunkm@mail.ru

МКУ "Новохоперский краеведческий музей"

МЕНЮ

Историческая справка

44102 main

События

P1080192

 

 

 

История одного экспоната: Должностные знаки Российской империи
Мы расскажем вам о должностных знаках дореволюционной России, представленных в экспозиции Новохоперского краеведческого музея. Особый должностной атрибут земского самоуправления XIX века -Должностной знак «Сельский староста».

19 февраля 1861 года — день подписания Александром II Манифеста об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
«Великие реформы» Александра II послужили поводом для создания в империи всеохватывающей системы должностных знаков. В эти годы появилось большое количество выборных постов, держателям которых было необходимо иметь официальный признак права на должность – специальный знак. В июле 1861 г. были установлены особые знаки для главных должностей общественного самоуправления: волостного старшины, его помощника и сельского старосты.
В собрании Новохоперского краеведческого музея представлен экземпляр знака сельского старосты Воронежской губернии образца 1861 года и печать Ярковского сельского старосты Ярковской волости Новохоперского уезда Воронежской губернии 1861 г.
Должностной знак сельского старосты Воронежской губернии Утверждён императором Александром II 27 июля 1861 г. Изготовлен из бронзы, штамповка.
Знак круглой формы, в верхней части два отверстия для подвешивания цепочки на специальную булавку. В центре – геральдический щит с изображением герба Воронежской губернии. По сторонам расположена надпись: «СЕЛЬСКIЙ – СТАРОСТА». На оборотной стороне дано изображение вензеля императора Александра II. По окружности – дата Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости: «19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА». Изображения на обеих сторонах знака заключены в круг, увенчанный короной.
Сельский староста занимал низшую ступень в иерархии крестьянского самоуправления. Права и обязанности должности были закреплены в «Общем Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», утверждённом 19 февраля 1861 года. Староста избирался на трёхгодичный срок сельским сходом и обладал ограниченной административно-полицейской властью. С одной стороны он находился в подчинении у волостного старшины, земского начальника и полицейского урядника. С другой – зависел от решения общины, которая его выбирала, контролировала и назначала плату за труд. В обязанности старосты входили созыв сельского схода, утверждение его решений и приведение их в исполнение. Он следил за состоянием дорог, мостов, занимался сбором повинностей, принимал меры по сохранению общественного порядка и имущества от преступных действий. Староста имел право сажать под арест сроком до двух дней за маловажные проступки, налагать мелкие штрафы до 1 рубля или назначать общественные работы. При исполнении служебных обязанностей сельскому старосте полагался особый должностной знак "Сельский староста". Знак полагалось носить на груди на специальной булавке с цепочкой, но нередко в нарушение правил его носили на шее как медаль. Статус старосты подчеркивался печатью с указанием населенного пункта и его отношение к административно-территориальной единице государства.

Мы выражаем искреннюю благодарность щедрому дарителю за предоставленный экспонат. Этот ценный подарок обогатит нашу коллекцию и станет достойным дополнением к нашему музейному фонду. Благодаря таким щедрым пожертвованиям мы можем сохранять и передавать будущим поколениям ценное культурное наследие. Каждый экспонат, принимаемый в наш музей, является важным звеном в цепи сохранения истории и культуры.

 

 

 

История одного экспоната: Подстаканник
Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который неизменно ассоциируется с душевными неторопливыми беседами и романтикой железнодорожных путешествий. Изделие приятно держать в руках, рассматривая причудливые узоры и наслаждаясь ароматом свежезаваренного чая или кофе.
История появления подстаканника начинается с конца XVIII в. Тогда их изготавливали на Тульском оружейном, и других российских заводах из латуни. Это изделие больше напоминало кружку, т.к. дно у него было сплошное, закрытое и именовалось подставкой. Первые подстаканники были простой формы, без художественного оформления. Они прочно вошли в быт русского человека благодаря чайной традициям, сложившимся в XIX в. По одной из версии, родиной подстаканника была Англия, но только в России подстаканник получил такое широкое распространение и стал предметом сервировки чайного стола. Дизайн подстаканника стал разнообразным к концу XIX века и превращается в предмет искусства. Для изготовления подстаканников мастера использовали серебро, мельхиор, нейзильбер, используя разные техники - литье, штамповка, чеканка.
Для частных коллекций подстаканники изготавливали по индивидуальным заказам авторские и частные мастерские. Их украшали эмалью, орнаментами, драгоценными камнями, золотом, монограммой. Такие подстаканники отражали статус хозяина, его благосостояние. Их могли выполнять в совершенно разных стилях: от классицизма и ампира до рококо и модерна. Как произведения искусства их создавали лучшие ювелиры: Хлебников, Сазиков, Овчинников, Лорие, Дехтерев и другие. Даже сам Карл Фаберже приложил к этому производству свою руку.
В конце XIX веке на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – "Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина" во Владимирской губернии – не менее 30% прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники.
Революция 1917 года нарушила привычный уклад русской жизни. Производство подстаканников прекращается, но ненадолго. Уже в период НЭПа маленькие частные артели вновь начинают изготавливать эти полезные атрибуты чайного стола. В технологию производства вносятся новшества – гравировка и выдавливание рисунка.
Новую популярность подстаканник получает в 1930-х гг. Он становится своеобразным идеологическим рупором достижений Советской России. С этого времени производство подстаканников выходит на промышленный уровень. Используется точная штамповка и серебро. Так, например, завод "Северная чернь" из Великого Устюга изготавливал серебряные подстаканники в технике "чернения", которая делала эти предметы настоящими произведениями искусства. На корпусе подстаканника отражаются разнообразные аспекты политической и культурной жизни страны. Выпускаются целые тематические серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, города СССР, русские сказки. Изображения рабочих и крестьян, первый трактор, серп и молот, танк, портреты Ленина и Сталина – все это можно было найти на подстаканниках того времени. Даже отдыхая, советский человек должен был помнить о достижениях своей Родины.
На рубеже XIX-XX веков наиболее любимыми сюжетами стали изображения древнерусских богатырей и прекрасных русских царевен в кокошниках. Первое десятилетие XX века принесло моду на подстаканник с лошадиной головой, а также всевозможной охотничьей атрибутикой и простонародными мотивами. Корпус (тулово) подстаканника украшался резными цветочными гирляндами, романтичными сельскими пейзажами и стайками птиц.
Наиболее престижными считались мельхиоровые и серебряные подстаканники, они и стоили недешево. Более доступными были изделия из алюминия и нержавеющей стали. В 70-х гг. XX века появляются подстаканники, изготовленные из сплава "медь- никель – цинк" (МНЦ) с глубоким серебрением. Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.
Интересно, что в советское время отношение к подстаканникам было действительно серьезным. Забавный момент – когда 1980 году в честь московской олимпиады было произведено 10 тысяч подстаканников из дорогого материала с символикой "Олимпиады" и "Олимпийский мишка", они не стали популярны в СССР. Не стыковался образ озорного мишки и спортивного события с таким серьезным посудным аксессуаром. Зато на Западе такие подстаканники сразу стали пользоваться большим успехом.
Сейчас мало кто пьет чай с подстаканником. Они все больше становятся предметом коллекционирования или семейной реликвией.


В фондах Новохоперского краеведческого музея хранятся подстаканники выполненные в традиционном «русском стиле».

 

 

 

 

 

История одного экспоната: Сумка - авоська
Фондовые коллекции Новохоперского музея разнообразны и богаты. В хранилищах музея размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Многие из них овеяны легендами и хранят память о своих бывших владельцах, так как многие из экспонатов являются дарами. Каждый экспонат достоин внимания и по-своему интересен.
В своих статьях мы постараемся раскрыть смысл жизни экспоната, рассказать о его истории. Мы надеемся, что музейные предметы заживут новой жизнью и раскроют вам удивительные истории.
Сегодня мы вам расскажем об удивительном экспонате, символом советской эпохи, который был в обиходе каждого советского гражданина - сетчатая сумка для продуктов, авоська.
Несмотря на свою популярность в Советском государстве, история авоськи началась в совершенно другой стране – в Чехии в 1920-е годы. Предприниматель Вавржин Крчил, живший в окрестностях города Ждяр-на-Сазаве, выпускал сеточки для волос. А когда на них не стало спроса, добавил к изделиям ручки – так появилась на свет сетчатая сумка.
Массовое производство авосек в России началось в 30-х годах XX века, тогда же и было придумано название для столь универсальной сумки. Советские люди сразу оценили эту прочную и вместительную сетку. Название «авоська» происходит от русского слова «авось» («возможно», «надеюсь, что»). Монолог написанный писателем – сатириком Владимиром Поляковым в исполнении Аркадия Райкина навсегда закрепил слово авоська в памяти миллионов. В тексте говорилось о сетке, Райкин все повторял: «Это сетка – авоська. Авось – ка я что – нибудь в ней принесу».
В СССР авоськи изготовлялись на предприятиях ВОС (Всесоюзное общество слепых). Это давало работу и чувство полезности для общества не одной сотне незрячих людей.
Традиционной сумкой считается сетка, сплетенная из четырнадцати рядов, каждый из которых состоял из двадцати четырех ячеек. Изготовленная из прочных нитей сетка выдерживала большие тяжести, а при необходимости сворачивалась до размера небольшого клубочка и убиралась в карман, где практически не занимала места. Максимальная нагрузка которую выдерживала авоська (только задумайтесь над этой цифрой) - 70 кг.
Находчивые люди использовали сетки не только по прямому назначению. В них хранили чеснок и лук, зимой вывешивали скоропортящиеся продукты за окошко, ведь холодильники в СССР никогда не отличались большой вместительностью.
В конце ХХ века авоську практически вытеснили полиэтиленовые пакеты. Лишь иногда в магазине или на рынке эту плетеную сетку можно было увидеть у людей старшего поколения.
Следует помнить, что данный аксессуар, несмотря на свою практичность является еще и экологичной сумкой.
В наше время авоську можно встретить уже ни как сумку для похода на рынок, а как вполне себе модный аксессуар, который вновь приобреатает популярность. Авоськами вдохновлялись Prada, Kenzo и другие известные дизайнеры. Время от времени авоськи появляются на модных показах.

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА
Один музейный предмет, а за ним целая история, и даже возможно история и жизнь не одного поколения. Мы продолжаем рубрику «История одного предмета» где рассказываем историю тех вещей, которые хранятся в нашем музее.
В экспозиции зала «Боевой славы» представлены обломки орудий и снарядов времен войны. Об одном из таких экземпляров сегодня пойдет речь - Штык от трехлинейной винтовки «Мосина». Новохоперскому краеведческому музею он был подарен музеем «Арсенал» города Воронеж.
В 1891 году на вооружение русской армии было принято новое оружие – Русская трехлинейная винтовка, созданная С.И. Мосиным. Винтовка комплектовалась четырехгранным штыком, который использовался еще в первой мировой войне, Русской армией. Штык на конце имеет форму отвертки, его использовали так же для разборки винтовки. Когда заканчивались патроны, использовали штык. Штык нож имел достаточно большую длину и мог проткнуть насквозь двоих человек. Оружие при стрельбе использовалось именно со штыком. При стрельбе без него пули уходили в сторону.
Производились винтовки на Ижевском и Тульском машиностроительных заводах. Всего с 1881 года до победного1945 года выпустили около 26 миллионов винтовок.
Винтовка выпускалась советской армией почти до самого конца войны и находилась на вооружении до конца 1970-х годов.
Винтовки С.И. Мосина в различных версиях производились до середины шестидесятых годов прошлого века и в течение нескольких десятилетий являлись одним из основных видов стрелкового оружия русской, а затем Красной армии.
За это время были созданы несколько модификаций самого оружия, а также штыков для него. В зависимости от требований войск разрабатывались съемные или складные штыки различной конструкции, а при необходимости даже была создана импровизированная модификация, которую можно было производить в условиях дефицита ресурсов.
Винтовка Мосина участвовала в Русско-Японской, первой Мировой, Гражданской, Финской, Великой Отечественной войнах, а также во многих вооруженных конфликтах. Состояла на вооружении в Китае, Монголии, Кубе, Финляндии, странах Балтии.

 

 

   

История одного экспоната «Школьная форма»
В музее хранится множество предметов-свидетелей разных эпох.
Об одном из таких предметов - школьной форме, мы расскажем в сегодняшней рубрике «История одного предмета»

Школьная форма – тот экспонат музея, который практически всех взрослых уносит в их юность, вызывает восторг и будоражит память. Так кто же придумал такую замечательную форму?
Впервые обязательную школьную форму ввел Николай I ещё в 1834 году, и касалось это только мальчиков. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году с появлением женских гимназий. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротничком.
После революции в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. В первые годы существования советского государства ношение школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной. Ученики посещали занятия в обычной одежде.
В 1949 году в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, и для советских школьников было решено вновь ввести обязательную школьную форму.
Новая форма напоминала старые формы гимназистов. Мальчики обязаны были носить серые военные гимнастерки с воротничком стоечкой, ремень с пряжкой и фуражку с кокардой. У девочек были коричневые шерстяные платья с черным фартучком, по праздникам – с белым.
С начала 1960-х годов форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной костюм – брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. Форма для девочек осталась прежней.
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. Обязательным дополнением к школьной форме были: октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) и комсомольский (в старших классах) значки. Для пионеров-активистов значок был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». Пионеры должны были также носить пионерский галстук. Для девочек форма осталась без изменений.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников.
Для девочек был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
С наступлением 90-х годов внешний вид школьников сильно изменился. Законодательно обязательное ношение школьной формы было отменено в 1994 году, но по факту с 1992 года школьную форму практически никто не носил, так как именно в это время были ликвидированы по всей стране предприятия, которые её производили.
С 1 сентября 2013 года введен закон, благодаря которому школы могут самостоятельно устанавливать требования к одежде учащихся, но при этом им рекомендуется соблюдать определенные критерии, предъявляемые к внешнему виду формы.
Несмотря на существенные различия в школьной форме современных образовательных учреждений, традиция надевать парадную форму советских времен в честь значительных и торжественных событий в жизни учеников возобновляется. Это дань уважения к прошлому и настоящий символ школьной жизни.
В экспозиции музея представлены школьная форма 70 –х годов: платье школьное для девочки синего цвета с белым фартуком, костюм синий для мальчика с эмблемой на левом рукаве.

 

 

 

 

 

 Сегодня, в рубрике "История одного экспоната", представляем медали участников ВДНХ из семейного архива жителей Новохоперского района.
Представленные медали принадлежали: участнику Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ВСХВ 1958 года, директору средней школы №2 Приволжской ж.д. города Саратова Марченко Федору Ивановичу и юной участнице выставки достижений народного хозяйства СССР на ВДНХ 1962,1963,1964 года Марченко Наталье Федоровне.
Немного истории
1 августа 1939 года была открыта первая Вы́ставка достиже́ний наро́дного хозя́йства (ВДНХ). В разное время истории нашего государства, она именовалась: в 1939 – 1959 годах – Всесою́зная сельскохозя́йственная вы́ставка (ВСХВ), в 1959 – 1991 годах – Вы́ставка достиже́ний наро́дного хозя́йства СССР (ВДНХ СССР), в 1992 – 2014 годах – Всеросси́йский вы́ставочный центр (ВВЦ).
На выставке было собрано все то, чем гордилась большая страна — от домашних животных до передовых космических разработок. А еще можно было почувствовать национальный колорит, заглянув в один из республиканских павильонов.
Участники ВСХВ, показавшие лучшие работы, награждались медалями выставки, присуждаемыми выставочным комитетом:
• 1939 – 1940 годы – большой и малой золотой, большой и малой серебряной медалями «Передовику социалистического сельского хозяйства»;
• с 1954 года – большой и малой золотой, большой и малой серебряной медалями «За успехи в социалистическом сельском хозяйстве». Участники выставки отмечались знаками «Участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки» и «Юный участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки».
После создания ВДНХ СССР участники выставки получали свидетельства «участника ВДНХ СССР». Награждения лауреатов проводились Главным комитетом ВДНХ СССР:
• 1959 – 1962 годы – большой и малой золотой, большой и малой серебряной медалями «За успехи в народном хозяйстве СССР»;
• 1963 – 1986 годы – золотой, серебряной и бронзовой медалями «За успехи в народном хозяйстве СССР»;
• с 1987 года – медалями «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года – ВВЦ) двух степеней.
На территории Выставки расположено множество шедевров архитектуры – 49 объектов ВДНХ признаны памятниками культурного наследия. Среди них выдающиеся архитектурные шедевры, которые представляют собой памятник советской эпохе. Всем известные монумент «Рабочий и колхозница», фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», павильоны «Земледелие», «Советская культура», «Космос» и другие.
Сегодня ВДНХ – уникальное пространство музейно-выставочных проектов, международных деловых выставок и конгрессов, фестивалей и праздников.

 

 

 

 История одного экспоната: Рушник.
Мы продолжаем вас знакомить с экспонатами нашего музея.
В экспозиции Новохоперского краеведческого музея представлена небольшая коллекция рушников, бытовавших в различных уголках нашей страны. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю и традиции народной культуры и творчества восточных славян.
Издревле у славян полотенце из домотканого холста называется рушником. Рушник представляет собой расшитое декоративное полотенце из домотканого холста, в основном из конопляной или льняной нити. Рушник обычно имел ширину около 30 – 40 сантиметров, а длина его может составлять более трех метров. Со времен древней Руси рушник имел свое сакральное значение. Ему предвещалось не только эстетическое назначение, он также являлся и элементом ритуально-обрядовых традиций, в определенные периоды жизни человека.
Основными цветами, использованными при его оформлении, являются традиционные для славянской культуры белый, красный и черный. Вышивка — главное украшение рушника. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов.
До XVIII века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. Вышитое крестиком полотенце для наших предков было не только предметом быта, но и оберегом. Считалось, что определенные символы способны защитить практически от любой беды и напасти. После петровских реформ в вышивке на этих предметах стали появляться бытовые мотивы, которые не несли обрядовой смысловой нагрузки.
Растительный мотив в вышивке Воронежского края появился во второй половине XIX века от соседствующих государств, а к концу XIX столетия вышивка практически полностью утратила свое ритуальное значение.
В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор в деревнях и селах рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России.

 

 

 

 

 

                              Продолжаем знакомства с музейными экспонатами

История одного экспоната. Знакомство с Железным Феликсом.

 

20230705_154059.jpg

 

В одном из залов Новохоперского краеведческого музея можно увидеть самую распространенную счетно-вычислительную машинку в СССР, выпущенную на заводе «Спецмаш» в городе Курск в 60-70 годы - арифмометр "Феликс", названный в честь Феликса Дзержинского. На корпусе выбит соответствующий логотип, его масса:3,5 кг.
Арифмометр — настольная (или портативная) механическая вычислительная машина, предназначенная для выполнения точных умножения и деления, а также сложения и вычитания. Первые механические счётные машины появились ещё в XVII веке.
Прямым предком «Феликса» можно считать арифмометр, придуманный Вильгодтом Теофилом Однером, шведско-русским механиком и изобретателем. Он выпускался промышленно в Санкт-Петербурге с 1890 по 1918 год и известен под фамилией автора. После Октябрьской революции 1917 года, наследники Однера вернулись в Швецию и стали производить вычислитель под маркой «Original-Odhner».
Довоенная история отечественных арифмометров неразрывно связана с «Первым Государственным заводом счетных и счетно-аналитических машин» (САМ). Он вырос на базе «Бюро точной механики 1-го МГУ», созданного в 1923 году и призванного ремонтировать пишущие машинки, счётные и кассовые аппараты различных государственных организаций. Именно здесь в 1928 году на свет появляется первый советский арифмометр, получивший гордое имя «СОЮЗ-1». Однако решили воспользоваться и разработками Однера. Скопированное устройство назвали «Феликс» в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Под этим именем с 1929 по 1978 год было выпущено несколько миллионов экземпляров. Производством «Феликсов» занимались заводы счётных машин в Курске («Счётмаш»), Пензе (Пензенский завод вычислительной техники) и Москве (Завод счётно-аналитических машин имени В. Д. Калмыкова (САМ)).
Курский завод «Счётмаш», решение о строительстве которого Правительством СССР было принято 14 мая 1945 года. Работать он начал с января 1948 года, а свой первый «Феликс» выпустил в международный женский день – 8 марта.
В 70-ые годы «Феликс» стоил примерно 10–15 рублей, и за счёт достаточно низкой цены пользовался определённой популярностью: электрические калькуляторы в это же время стоили в несколько раз дороже. Арифмометрами учили пользоваться даже в школах. Арифмометр был простым, но очень эффективным устройством. Пока не появились электронные вычислительные машины и калькуляторы, он широко применялся во всех отраслях народного хозяйства СССР.

 

 

 

 

Продолжаем знакомство с экспонатами Новохоперского краеведческого музея.

 

20230704_132030.jpg

 

В экспозиции МКУ «Новохоперский краеведческий музей» хранится одна из моделей печатных пишущих портативных машинок «Москва», изготовленная в 1950-х гг.  «Москва» самая распространенная портативная машинка в Светском Союзе. Использовалась у руководителей разных уровней и в частном пользовании. Изготавливалась в г. Москва "Завод Портативных  Пишуших Машин". 

Как и многие другие технические устройства, пишущая машинка прошла тернистый путь от первоначальной идеи до её практического воплощения. Почему именно на 19-е столетие пришлось столь большое число попыток создания пишущей машинки. Оказывается, того требовала зарождающаяся промышленно-техническая революция. Объёмы деловой переписки резко возрастали. Пришёл тот самый момент, когда пишущая машинка стала максимально востребована.

Собственного производства пишущих машинок в Российской империи не было. Иностранные компании открывали на российской территории свои представительства и массово завозили товар.  Иностранные машинки приходилось адаптировать под кириллицу. Кроме того, до революции в русском алфавите было больше букв, чем сейчас.В России первопроходцем в освоении печатной машинки был Лев Николаевич Толстой он печатал на машинке иностранного производства «Ремингтон».

В России создание пишущих машин зародилось в Казани, где в конце 1924 года начала работу Казанская механическая мастерская пишущих машин «Татязмаш». Устройство получило название «Яналиф» и стало первой советской пишущей машинкой. Эта разработка поспособствовала строительству фабрики пишущих машинок в Казани. За 1930-е гг. в Казани выпустили около 30 000 машинок . Так как здесь освоили производство шрифтов, охватывающих язык 44 народов Советского Союза, не составило труда разработать и иностранные шрифты. После этого начались экспортные поставки в Турцию, Монголию и Китай. К 1950 году суммарный объём выпущенных в Казани пишущих машинок превысил 100 000 экземпляров. Далее здесь выпускали машинки «Волга» и «Казань».

Выпуск портативных малогабаритных отечественных пишущих машинок «Москва» был налажен в 1936 году на Московском заводе портативных пишущих машин. В середине пятидесятых годов выпуск машинок достигал 15 миллионов экземпляров в год. В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская) и «Москва» (портативная).

Для современного человека на смену печатным машинкам пришли новые технологии. Сейчас печатные машинки можно увидеть в основном в частных коллекциях и музеях! В апреле 2011 года наступил конец эры печатных машинок официально. В Индии закрылся последний на планете завод по выпуску этих символов писательского ремесла ушедшей эпохи.

Самая крупная в России коллекция пишущих машинок находится в Политехническом музее города Москвы. Она насчитывает 160 подлинных экспонатов. Первые поступления относятся к 1938 году, когда из Коммунистической академии ЦИК СССР музею передали три машины конца XIX в. Это собрание не имеет аналогов в стране.

В настоящее время в Новохоперском краеведческом музее размещена экспозиция, посетив которую, можно увидеть предметы техники прошлой эпохи: знакомую всем пишущую машинку «Москва» радиолу «Рекорд » Патефон и многое другое.

 

  20220921_093612.jpg

В экспозиции зала малой этнографии мы видим ткацкий станок, принадлежавший первым поселенцам Новохоперского уезда.Предназначенный для изготовления ткани в домашних условиях из льна, конопли, хлопка и т.д. Станок разборный на шипах и клиньях, выполнен с применением веревочных и кожаных стяжек и гибких подвесных устройств. На рабочей части сохранились остатки нитей. Ткацкое и вязальное производство было одним из распространенным в крестьянской семье в Новохоперском  уезде. Ткачество – также было ремеслом незатейливым, скорее даже рутинным. Каждая крестьянская семья в старину имела "ткацкий стан". Процесс изготовления шитой вещи начинался именно с изготовления тканого полотна.  Механизм переплетает нити перпендикулярно друг другу, превращая их в ткань, пригодную для пошива одежды. Нити для станка также изготавливали вручную, из конопляных или льняных волокон.Казалось бы, что  самое деятельное время древних русских было лето.Однако и по осени у наших предков было очень много дел. За зиму женщины должны были наткать столько полотна,что бы хватило на всю семью до следующей зимы, так как все ходили в одежде сшитой своими руками из домотканой ткани. В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины. Учились они этому с раннего детства, и годам к шестнадцати девушки были настоящими мастерицами. Уметь соткать полотно на станке была обязана каждая девушка на выданье. Мастерство передавали из поколения в поколение по женской линии.

На севере Руси изготовляли,в основном льняную,конопляную и шерстяную ткани. Процесс приготовления нитей из растительного волокна был очень трудоемок. Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Потом лен сушили и мяли в специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по всей длине, при этом твердая составляющая, кострика, отделялась. Затем лен трепали, держа пучок льна в одной руке и ударяя сверху вниз деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся кострику. После этого лен чесали щетью. Получив достаточное количество ниток прядением, из них делали ткань на ручном ткацком станке.  Имя изобретателя первого ткацкого станка неизвестно. Однако принцип, заложенный этим человеком, жив до сих пор: ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести.

История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более пяти тысяч лет назад до нашей эры. Изобретение пряжи — нитей из шерсти или растительных волокон — и способа изготовления из пряжи ткани — невероятно значимые для человечества достижения. И вовсе не случайно, что едва ли не первыми производственными процессами, которые люди постарались механизировать, были как раз изготовление нитей и ткани. Древнейшим образцам ткани, дошедшим до наших дней, насчитывается несколько тысяч лет. Археологи не раз находили в древнеегипетских гробницах тонкие полотна изо льна, а также более плотный материал, расписанный цветными рисунками.

Первый ткацкий станок был вертикальным, а изобрели его в 1550 г. до н. э. Это было примитивное приспособление, на котором по одну сторону свисали продольные, а по другую – поперечные нити. Плетение занимало много времени и сил.Ну а современные ткацкие станки — сложные, хорошо продуманные агрегаты. Конструкции у них разные — есть многочелночные, а есть станки без челноков — нить утка перебрасывает сжатый воздух. Зато сам главный принцип изготовления тканей переплетением основы и утка остался тот же самый, что придумал ещё первобытный человек.

20220404_130829.jpeg

 

В экспозиции зала современности хранится пара женских галош на байковой подкладке с выемкой под каблук. Такое дополнение к обуви широко применялось среди знати и простого народа. В данной статье разберем подробнее, откуда в быту появился этот предмет гардероба и как долго галоши служат человечеству.

В феврале 1831 года в Бостоне появились в продаже первые резиновые галоши. Согласно основной версии, галоши были изобретены англичанами, однако в России эта обувь получила всенародное признание, причем это произошло еще в позапрошлом веке. В настоящее время галоши уже не так популярны, однако многие люди не собираются отказываться от столь практичной обуви.
В середине XIX века американские компании быстро наладили массовый выпуск overshoes, то есть верхней обуви из вулканизированного каучука. Новые галоши не боялись ни жары, ни холода. Кроме того, галоши, разумеется, защищали ноги своего владельца от дождя и сырости, чего не обеспечивала другая обувь.
Американская новинка встречала оживленный спрос и в других странах, в том числе и России. Поэтому уже с того времени галоши стали постепенно входить в быт русской знати.
Летом 1860 года заработала в России первая резиновая фабрика. Дело сразу пошло полным ходом: в октябре выпускалось уже до тысячи пар галош в день. Первоначальное название фабрики — Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ).
Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу, а в России товаром торговали и во Владивостоке.
Чехлы для обуви составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала, для красоты.
Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Зажиточные крестьяне тянулись вслед за горожанами. Надетые на сапоги галоши как бы повышали социальный статус крестьянина.
Через некоторое время появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного цвета. Они были мягче, теплее и не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян.
Однако при этом существовало большое разнообразие галош. Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука — чтобы надевать на ботиночки, и без оного — чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т. д.
Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ) стало одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, получало премии и золотые медали за свою продукцию и было удостоено звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В разгар Первой мировой войны «Треугольник» (неофициальное название ТРАРМ) оказался, по существу, единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. Основная же продукция — галоши — отошла на задний план. Торговля галошами была запрещена, и их можно было нелегально приобрести только на рынке или где-нибудь украсть.
Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда петербургский завод «Треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу после революционных потрясений. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно.
Впрочем, стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции. Это грозило стране валютными потерями, ведь галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям.
Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине  сослякотью и грязью на улицах крупных российских городов

 

.  UPl0xJq1UQk.jpg

 

Современное фотоискусство просто поражает своим размахом: в распоряжении мастера десятки видов техники, программы, фильтры и наложения, превращающих снимок в настоящее волшебство, управление которым подвластно практически каждому. Могли ли создатели первых фотокамер предположить, что их идея перерастет в целую индустрию, а для снимка в XXI веке будет достаточно одного нажатия кнопки.
Сегодня фотокамера есть в каждом доме, даже если его обитатели не занимаются профессиональной съемкой. Они могут существовать как в виде самостоятельной техники, так и как элемент ноутбука, смартфона или планшета. Но далеко не всем известно, что для того чтобы занять место на наших полках, фотоаппарат прошел долгий путь трансформаций, а над его созданием трудились химики и физики.
Сложно поверить, но самый далекий предок фотокамеры появился еще в 3 веке до н.э. На практике это простейшее устройство представляло собой коробку (в некоторых описаниях речь шла о целых комнатах, которые были затемнены), в одной из стен было проделано крошечное отверстие. Особенность заключалась в том, что на противоположной от отверстия стене лучи света высвечивали перевернутое изображение предметов, находящихся снаружи. Принципы работы устройства камеры были знакомы Аристотелю, Леонардо да Винчи, о чем свидетельствуют записи в их докладах.
Появление линз (для очков и астрономических приборов) позволило усовершенствовать и камеру. Позднее стали применять зеркало, чтобы перевернуть отображаемое изображение и облегчить процесс зарисовки, а еще спустя три десятилетия камеру снабдили линзой, увеличивающей изображение. После камера неоднократно трансформировалась в размерах, но ее работа по-прежнему была крайне неудобной.
История создания фотоаппарата долго была бы связана со всевозможными вариациями «темных ящиков», если бы в 1770 году швейцарский химик Карл-Вильгельм Шеееле не сделал открытие: изображение, полученное при помощи хлорида серебра (AgCl) и зафиксированное аммиаком, не стирается. С этого момента начался активный процесс развития фото производства.
К 1812 году, когда французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс дополнил существующую камеру линзой и раздвижной трубкой, устройство уже напоминало пусть и очень упрощенный, но фотоаппарат. Но главный вопрос – длительная фиксация на бумаге – по-прежнему оставался открытым. Пока в 1820 году тот же Жозеф Ньепс не использовал цинковую пластину и асфальтный лак. Это сочетание позволило надежно зафиксировать изображение: первый фотоснимок — запечатленная панорама из окна квартиры изобретателя, сохранившаяся до наших дней.
Важным в истории создания фотоаппарата стал 1904 год, когда братья Люмьер при помощи цветных пластин создали цветной снимок, и аналогичный результат был получен химиком С.М. Проскудиным-Горским. Правда, технология русского изобретателя не нашла своего широкого применения.
В 1924 году «Leitz Company» начинает производство фотокамер с заправляющейся пленкой — Leica I. Инженер Оскар Барнак очень любил фотографировать, но у него была тяжелая форма астмы, и фотокамеры, которые не отличались компактными размерами, ему было слишком тяжело носить с собой. Поэтому он решился на трансформацию: для небольшого аппарата Leica I была использована 35-миллиметровая киноплёнка, размещенная горизонтально (а не вертикально, как до этого), и фотоувеличитель. С его легкой руки стали использовать два кинокадра в качестве одного фотографического, а размер кадра 36*24 стал стандартом фототехники.
В разных странах стали появляться свои варианты компактных фотоаппаратов. Самые передовые выпускали под марками Nikon, Canon, Minolta, Sony, большинство из которых борются за популярность и сегодня.
История создания фотоаппарата интересна и динамична: потребовалось меньше двух столетий, чтобы достигнуть колоссальных технических и функциональных изменений.
В фондах и экспозиции музея имеется несколько моделей фотоаппаратов, выпущенных в СССР и современной России. Среди них – узнаваемые фотоаппараты известной марки Зенит.

 

image11.jpg

Всем известны коньки, любимый инвентарь с самого раннего детства. В далеких 60-х годах дети, как и сейчас, любили кататься на коньках. Самыми распространенными коньками того периода были «снегурки» с закругленными вверх лезвиями и широким полозом. Коньки привязывали бельевой веревкой к обычной обуви, чаще к валенкам, а затем затягивали небольшими палочками. Продавали коньки отдельно от ботинок, и они были вполне доступны по цене.

Коньки появились в странах, где много водоемов, замерзающих в холодные зимы. Реки, озера или пруды в теплое время года являлись препятствием для быстрого передвижения, и порой приходилось делать большой крюк, чтобы добраться до нужного места. Природный ледяной мост позволял сократить расстояние и давал возможность быстрее доехать до места, если придумать что-то такое, что ускоряет движение. Кто знает, где и кому первому пришла эта мысль в голову, но она пришла, поэтому можно считать, что этот человек изобрел коньки.

Может, это было на севере Китая, где к обуви привязали палочки из бамбука, или в холодной Сибири, где охотник использовал моржовые бивни или брусок из дерева. Северные европейские страны тоже могут претендовать на лидерство по изобретению коньков – там, по рассказам, тоже применяли кости животных и деревянные бруски, чтобы передвигаться по замерзшим озерам и рекам.

Имена новаторов, использующих различные приспособления для удобства катания по льду, истории не известны, но известно, что уже в начале XIV века в деревянные бруски стали вставлять полоски из железа, а потом – железные трубки. Где впервые изобрели эти новшества история тоже умалчивает, но их вполне можно считать прототипами современных коньков. Позднее в Голландии всю конструкцию начали изготавливать из металла, но короткие коньки с загнутым носом были тяжелыми и неудобными. Да и крепления из кожаных шнурков постоянно соскальзывали, развязывались.

Бытует мнение, что впервые конек с обувью жестко соединил Петр I, когда находился в Голландии по государственным делам. Кататься ему нравилось, но не нравились проблемы, связанные с катанием, поэтому он прибил коньки к сапогам, чем немало удивил голландцев. После его возвращения из поездки был издан указ о начале производства коньков в Туле. Мода на коньки была подзабыта после смерти Петра, но во время царствования Александра I о коньках вновь вспомнили.

Популярность коньков подскочила после того, как в Лондоне залили первый каток в 1842 году. Искусственное создание ледяной поверхности позволяло кататься там, где нет речки или озера. Организация, занимающаяся конькобежным спортом, в России появилась в 1864 г. в Петербурге, а уже в 1867 г. российский фигурист и конькобежец А. Паншин стал победителем на международных соревнованиях.

Коньки «Снегурки»

Удобные и простые коньки с загнутыми кверху широкими лезвиями без зубцов изобрел доктор Гейнс. Модель стали называть «снегурки» из-за сходства с санями, на которых ездила сказочная Снегурочка. Такая форма лезвия позволяла кататься даже по снегу и легко обучаться катанию даже маленьким детям.

Последующие усовершенствования коньков сделали их удобными для использования в фигурном катании. У. Сальков, фигурист из Швеции, стал инициатором добавления зубцов, чтобы можно было выполнять сложные фигуры. Прочности конькам добавило новшество, придуманное Н. Паниным – к двум стойкам добавилась третья. Существенно модель «снегурок» не менялась, но в зависимости от использования меняли толщину и длину лезвия.

Усовершенствования коньков

Современная спортивная жизнь без коньков невозможна – на их применении основаны многие виды спорта, их используют для поддержки физического состояния при ведении здорового образа жизни, на них катаются и взрослые, и дети, ведущие активный образ жизни.

Беговые

Коньки для бега существовали уже в середине XIX века – лезвие из стали закрепляли на деревянном плоском бруске и привязывали к обуви ремнями. Во время бега ремни ослабевали, конек начинал болтаться, что, конечно же, было неудобно. Позже (1880 г.) изобрели трубчатые коньки и крепили их к подошве сапога шурупами. Когда А. Паншин стал победителем соревнований по бегу на коньках (1887 г.), используемая им модель получила большую популярность. Лезвие у его коньков было длиннее и уже, спереди немного загибалось, а завиток, который мешал бегу, убрали. Изобретение легированной стали (конец XIX в.) позволило увеличить прочность полоза в 2 раза, уменьшить его толщину и вес. Самое существенное изменение в конструкции беговых коньков произошло в 1990 году – коньки стали крепить только на носке, а пятку оставляли свободной. Такое крепление значительно облегчало бег и увеличивало скорость.

Фигурные

Различные фигуры и пируэты на льду стали выполнять, когда катание на коньках приобрело массовый характер, так что вполне обоснованно считать народ изобретателем фигурного катания. Начало классическому фигурному катанию положило выступление Джексона Хейнса из США (XIX в.), когда он под музыкальное сопровождение откатал танец на льду. Статус вида спорта фигурное катание получило в конце XIX в. Удобной модель коньков стала не сразу. После многих экспериментов укоротили лезвия, удлинили заднюю часть ботинок, спереди на лезвии добавили зубцы, чтобы выполнять сложные движения.

Хоккейные

Игра «Хоккей с шайбой» появилась в 1879 году, но в России предпочитали использовать резиновый мячик, а не шайбу. Шайба из пластика появилась к 1946 году, а модель коньков использовали старую, не очень удобную. Для удобства сначала укоротили лезвия, потом изменили состав металла, сделав его прочнее. Позднее усовершенствовали и конструкцию ботинка – он стал прочным, устойчивым, подвижным.

 

Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.

Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. В зависимости от региона, стояк мог быть в форме лопасти или гребня. Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.

Прядение — это процесс, в результате которого из волокнистой массы получается нить. Самый древний и простой способ получить нить из волокон — сучение между ладонями или о поверхность. С изобретением веретена появились и прялки.

В  XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические прялки. Принцип работы самопрялки в следующем. Большое колесо-маховик пряха вращает ногой с помощью педали. Маховик отдельными ремнями приводит в движение катушку и рогульку, посаженные на одну ось. Сформированная из волокон «ровница» подаётся внутрь этой оси и через глазок выходит на крючки рогульки. Катушка и рогулька имеют разные диаметры шкивов, благодаря чему рогулька вращается быстрее. Это позволяет скручивать нить перед тем, как она будет наматываться на катушку.

 

С середины XX века на смену механической, появилась прялка электрическая. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель.
Современные бытовые электропрялки компактны и просты в использовании. Обладая высокой производительностью, они позволяют регулировать скорость подачи шерсти и контролировать ровность пряжи. Но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.

 

В настоящее время в Новохоперском районе пуховое ремесло утрачивает свою актуальность. Но несмотря на это, каждый посетитель музея может узнать о том, как пуховязание зарождалось и развивалось в нашей местности.

 

В экспозиции большого зала этнографии целый раздел посвящен истории развития пуховязания в Хоперском уезде и городе Новохоперске. Гости музея могут увидеть эволюцию прядения наглядно, познакомившись с устройством самой первой прялки, прялки механической и электрической прялки нового образца. 


image 7

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.

 

Коромысла, как рассказывают старожилы, служили в отдельных случаях 50 лет и более. В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях. 


В экспозиции нашего музея красуется тульский  латунный дровяной самовар производства 1896 года, с оформленной чеканным способом гербовой печатью и фамилией Баташевых. По счастливой случайности потомки Баташевых имели родственные связи в Новохоперском уезде. Оттого подлинный тульский самовар однажды  украсил  экспозицию зала этнографии.

Начало знаменитой фабрике Баташевых положило маленькое самоварное заведение, основанное в 1840 году оружейником Степаном Федотовичем Баташевым в пригороде Тулы, Чулковой слободе. Через несколько лет Степан Баташев перебрался в сам город, где построил жилой дом и при нем мастерскую.

Производство было небольшим, делали до 400 самоваров в год.

Дело постепенно расширялось, из оружейников Степан Баташев выбился в купечество, но в 1861 году случилось несчастье: дом и фабрика сгорели в огне большого пожара. Фабрика была не застрахована, от перспективы близкого разорения со Степаном Федотовичем приключился удар. Все тяготы возрождения фабрики из пепла легли на плечи юных наследников: Василию Степановичу только исполнилось 19 лет, а Александру - всего 13. За немногие годы братья Баташевы превратили свою фабрику в успешное и процветающее производство. Уже в 1870 году на всероссийской мануфактурной выставке они получили серебряную медаль за самовары и организацию производства.

Часть семейного дела принадлежала матери, купчихе 2-й гильдии. Баташевой Анне Алексеевне, но в 1876 году она передала все имущество братьям, превратившим маленькую фабричку в известное и уважаемое предприятие. Став полновластными хозяевами, братья заключили договор о создании Торгового дома сроком на 5 лет, то есть взялись не только за производство, но и за сбыт своих товаров. Дела на фабрике велись совместно: Александр заведовал производством, Василий вел финансовые дела. Павел ведал кладовой. Дела их шли в гору. В 1884 году Министерство финансов просит тульского губернатора выдать купцам, братьям Василию. Александру и Павлу Баташевым, золотую медаль, полученную на Амстердамской выставке 1883 года. Через два года Павел вышел из семейного бизнеса и продал свою долю в фабричном и торговом деле Александру. В 1885 году фабрика братьев Баташевых, Василия и Александра, представляла собой самое крупное самоварное производство в Туле, где работало более 600 человек, чьи изделия - 11 000 самоваров в год - были широко известны и пользовались большим спросом.

В 1890 году Баташевы решили поделить совместное имущество. Василий, как старший, получил землю с постройками и фабрично-торговое дело, Александр свою долю получил деньгами. Право на медали, полученные в результате совместной работы, осталось за обоими братьями, право на клеймо «Братья Василий и Александр Баташевы» осталось за Василием, как и право изменить клеймо по своему усмотрению. Александр отныне мог ставить на клейме только свое имя.

Дружеские отношения между братьями не прерывались. Александр был крестным у дочери Василия, Надежды, после скоропостижной смерти брата в 1891 году он стал опекуном его несовершеннолетних детей, присматривал за делами на фабрике Василия и одновременно вел свое, отдельное производство. Опекунство Александра закончилось в 1897 году, когда муж старшей дочери Василия, Лидии, Федор Занфтлебен, взялся за управление производством и содержание несовершеннолетних дочерей Анны, Антонины, Ксении. Вместе с Марией Николаевной, вдовой Василия, и другой ее совершеннолетней дочерью. Надеждой. Занфтлебен учредил товарищество на паях, где пайщиками были все члены семьи Василия Баташева, а в будущем и все мужья подросших дочерей. Сам Занфтлебен, став одним из директоров товарищества, по сути возглавил все дело. С 1898 года бывшая фабрика Василия Баташева стала называться «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле».

Именно эта фабрика стала лучшей самоварной фабрикой Тулы в начале XX века. В 1915 году она выпускала ежегодно 120 000 самоваров на сумму 1 605 755 рублей.

Фабрика занимала огромную территорию, застроенную одно- и двухэтажными корпусами, поставленными прямоугольником. Длинное административное здание стояло углом, фасадом на две улицы, было украшено лепниной, полуколоннами и ажурным балконом. В котельных стояли не только паровые машины, но и нефтяные, и электрические двигатели. В 1912 году Федор Занфтлебен выхлопотал разрешение именовать свою семью по фамилии тестя - Баташевы, чтобы эта знаменитая среди самоварщиков фамилия не исчезла впоследствии, так как у Василия из наследников остались только дочери.

Александр Баташев после раздела с братом начал свое отдельное производство, купив сначала фабрику у Рейн­гольдаТейле в 1891 году, а затем землю под строительство еще одной фабрики. Женился Александр Степанович поздно, своих детей у него не было, и он удочерил ребенка своей жены, Дарьи Алексеевны, от первого брака.            

Если Василия более всего интересовали фабричные дела, то у Александра любимым занятием было птицеводство. Еще ребенком он любил кормить птиц, в 5 лет ему подарили голубя. Потом появились куры, гуси, утки. Бывало, что деньги, выданные отцом на завтрак в школе, Александр тратил на покупку пернатого питомца или на птичий корм.

В 9 лет, закончив только церковно-приходскую школу, он по приказу отца пошел работать на фабрику, но увлечения птицами не оставил. Баташев много читал о разведении пернатых, и, встав на ноги, немало средств тратил на них.

В 1881 году Александр Баташев устроил на даче выставку птиц, где можно было видеть самые разнообразные породы кур и гусей, голубей и уток, и привозные заграничные, и отечественные. Вот как описывал эту выставку И. Абозин в журнале «Природа и охота»: «Всех птиц было около 500 штук. Куры - бантовки, куропатчатые, кохинхинки, русские и кряковые утки, голуби, черные турманы, подобных которым нет не только в Москве, но и России». Сбор за вход на выставку поступил на устройство отдельного приюта для малолетних правонарушителей. Впоследствии и сама усадьба была пожертвована Баташевым на помещение для приюта.

В 1882 году Баташев принимал участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве как самоварный фабрикант. Он же устроил там отдел птицеводства. Император Александр Ш обратил внимание на птиц Баташева, и по специальному приглашению Александр Баташев представил своих питомцев в Гатчинском императорском дворце. За «неутомимые труды по улучшению и развитию птицеводства» Александр Степанович получил несколько ценных подарков - бриллиантовых и сапфировых перстней от членов августейшей фамилии. Развивать птицеводство и распространять его в России стало в те годы для Баташева навязчивой идеей. Он занялся разведением редких пород птиц и селекцией, состоял в переписке с лучшими зоологами России. В научных журналах специалисты восхищались курами и бойцовыми гусями, выведенными на ферме Баташева. А черных баташевских голубей-турманов считают лучшими не только в России, но и во всем мире. Настоящей гордостью птицевода-самоварщика стала выведенная им самим «баташевская курочка». Птичка не боялась ни снега, ни дождя, ела все подряд и была устойчива к болезням, за что получила золотую медаль Российского общества акклиматизации животных. Брался он и за устройство выставок в губернских городах России. Многие экспонаты этих выставок были раздарены Баташевым различным обществам сельских хозяев и просто желающим.

Александр Баташев широко занимался благотворительностью. В 1904 году на экстренном заседании Тульской городской думы Баташев был единогласно избран почетным гражданином города Тулы.

Последним деянием Баташева-благотворителя было строительство в 1898 г. часовни на крупнейшем городском кладбище Тулы, Всесвятском.

Скончался Баташев в 1912 году, а перед смертью отписал большие деньги на строительство часовни для нищих и бездомных. Его фабрика продолжала существовать до 1918 года под названием "Братья Алексей и Иван Баташевы». Но главное, что оставил после себя Александр Баташев - приюты и богадельни, благотворительные фонды и стипендии, благодарную память и уважение своих земляков.


Жернова — это  устройство из двух кругов,  предназначенное для перемалывания зерновых культур в муку. Чаще всего жернова изготовлялись из известняка или мелкозернистого песчаника повышенной твердости  и прочности.  Жернова использовались  в быту еще с эпохи неолита. Люди перемалывали помимо зерна еще и  орехи, побеги, корневища, а также при помощи жерновов перетирали железо и красители.      

Со временем мукомольные устройства совершенствовались, сначала появились водяные, а затем — ветряные мельницы. Сложную и изнурительную работу по созданию крутящего момента в жерновах люди переложили на плечи сил природы — ветра и воды.

Жернова состояли из двух круглых блоков одинакового размера, положенных друг на друга. Один из блоков был закреплен, другой вращался. Поверхности обоих блоков покрывали рельефным рисунком в виде радиальных желобков, которые чередовались с плоскими участками поверхности. Желобки направлялись к центральному отверстию в обоих жерновах, по ним ссыпалась  мука, образовывавшаяся в процессе работы. Мельничное дело всегда  приносило хороший доход,  что давало хозяину  производства  привилегии в обществе.

 В Новохоперском уезде в конце ХIХ века насчитывалось более тридцати ветряных и водяных мельниц. Некоторые из них продолжали работать   и в первой половине XXвека.

Вблизи села Русаново Новохоперского уезда  издавна разрабатывалось месторождение камня достаточной прочности для изготовления жерновов. Новохоперский уезд за счет Русановского  каменного карьера снабжал жерновами  многие  уголки Воронежской губернии. На Новохоперских ярмарках оборотистые люди торговали камнем, и он также расходился во многие населенные пункты Воронежской губернии.

 

В Советской России вблизи села Русаново на постоянной и официальной основе до начала 1980-х годов действовало добывающее предприятие. Камень дробили на мелкие фракции и  использовали для строительства автомобильных дорог. В настоящее время разработки в карьере не ведутся, он опустел, однако остатки былой роскоши в нем все же встречаются.


image 18

Керосиновые лампы сегодня незаслуженно позабыты. Их часто используют в декоративных целях, хотя когда-то этот простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал всю Европу и Россию и мигом вытеснил свечи и масляные светильники.

Конструкция керосиновой лампы проста - в металлической емкости налит керосин, который в погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.

На сегодняшний день довольно трудно провести границу между керосиновыми и масляными горелками. Ученые утверждают, что первые керосиновые лампы датированы 1853-м годом.

История керосиновой лампы довольно примечательной. Жил во Львове Петр Миколяш. Он занимался предпринимательством и владел одной из городских аптек. Два коммерсанта из Дрогобыча предложили ему сделку. Аптекарь покупает у них дистиллят, а он якобы перегоняет его в довольно дешевый спирт. Дельцы сулили ему астрономический навар. Сделка состоялась.

Процессом перегонки занимался лаборант львовского бизнесмена, которого звали Ян Зех. Именно он вместе со своим коллегой Игнатием Лукасевичем стали ночевать и дневать в лаборатории, экспериментируя с нефтепродуктами. Спустя некоторое время первооткрывателям удалось получить керосин. Эту жидкость они стали использовать как раз в модернизированной масляной горелке. Первый керосиновый светильник освещал витрину аптеки их работодателя. Кстати, заведение называлось «Под звездой».

Лаборант Зех был более чем доволен и открытием топлива, и успехом, и перспективам. Буквально он, уволившись из аптеки, смог открыть собственную лавку, которая предлагала потенциальным покупателям керосин. Только за один год его маленькой фирме удалось продать порядка шестидесяти этого горючего! Это топливо, в основном, предназначалось для освещения львовских улиц.

 В 1858-м году на складе Зеха произошел взрыв. Пожарные своевременно прибыли на место происшествия, но спасать было уже некого. В огне погибли супруга предпринимателя и его сестра. После этого изобретатель полностью свернул перспективный проект и снова вернулся к аптечному занятию.

Лукасевич также извлек выгоду из своего изобретения. В 1856 г. ему удалось организовать добычу нефти около г. Ясло. После этого он возвел ряд установок с целью перегонки нефти. Изобретатель оказался очень способным предпринимателем. К примеру, для своих работников создал прекрасные условия труда. Так, он стал организатором т.н. «Братской кассы». С каждой зарплаты рабочие были отчислять маленькую сумму в ее фонд. Таким образом, эти средства уходили на лечение больных и поддержку вдов и сирот. Именно благодаря кассе, ветераны начали получать пенсию. Также за счет оборота продукции предприниматель начал назначать стипендии талантливым ремесленникам и помогать в возведении дорог в районе.

Не удивительно, что в 1866 г. Лукасевич был избранным в краевой Галицкий сейм. На этом поприще продолжал заниматься развитием нефтяной промышленности. А практически через десять лет организовал и соответствующее нефтяное общество.

Когда слава о керосиновой лампе распространилась по территории соседних государств, австрийцы серьезно заинтересовались этим видом освещения. Не раздумывая, они начали ее выпускать и у себя. Данным производством занялось венское предприятие под названием «Дитмар». Эта фабрика стала выпускать порядок 1000 моделей таких горелок. Склады фирмы находились не только в столице Австрии, но и в Триесте, Милане, Праге, Лионе, Кракове и даже в Бомбее.

 

К сожалению, львовские рационализаторы своевременно не смогли запатентовать свое изобретение. Любопытно, когда австрийские аналоги начали продаваться на их родине, во Львове, их именовали исключительно «венскими».

 

 

 kultura RF 2

 

Виртуальный концертный зал

IMG 20191123 125923

Пушкинская карта - это бесплатный доступ в мир искусства!

Пушкинская карта

Виртуальный тур "Путешествие по курганам"

3v tour

© 2024. Все права защищены.